Пропонуємо Вам ознайомитись із відповідями на запитання надані центром ЮБС “Аверс”, що були задані під час бухгалтерського семінару 13.11.2014.

 

Вопрос: Нужно ли оформлять ТТН при доставке покупателю приобретенного товара собственным или арендованным транспортом?

Порядок перевозки грузов регламентирован Законом Украины от 05.04.2001 г. № 2344-III “Об автомобильном транспорте” (далее – Закон) и Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденными приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363 (далее – Правила). Ими определено, что ТТН является документом, который составляется грузоотправителем для оформления перевозок грузов в соответствии с заключенным договором и используется для проведения окончательных расчетов за оказанные услуги по перевозке грузов. Оформленная ТТН должна быть у водителя транспортного средства во время осуществления перевозок грузов по договору перевозки.

Кроме этого, в соответствии с Перечнем документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, утвержденным постановлением КМУ от 25.02.2009 г. № 207, водитель юридического лица или физического лица – предпринимателя, который осуществляет грузовые перевозки на договорных условиях, должен иметь ТТН.

Статьей 655 ГКУ определено, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) передает или обязуется передать имущество (товар) в собственность второй стороне (покупателю), а покупатель принимает или обязуется принять имущество (товар) и уплатить за него определенную сумму денежных средств. В частности, обязанность продавца передать товар покупателю считается выполненной в момент предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю по местонахождению товара. То есть право собственности у покупателя имущества (товара) возникает с момента передачи ему имущества, если иное не установлено договором или законом. При этом согласно договору стоимость доставки включена в цену товара.

Таким образом, если условиями договора купли-продажи товара предусмотрена его доставка покупателю и покупатель отдельно не оплачивает услуги перевозки, то в данном случае ТТН не оформляется, поскольку продавец перевозит собственный груз. При этом неважно, осуществляется перевозка собственным или арендованным автомобильным транспортном. Аналогичный вывод следует и в случае, если покупатель самостоятельно забирает (получает) товар у поставщика и осуществляет его перевозку собственным (арендованным) автомобильным транспортом (так называемый самовывоз). Это подтверждается вышеуказанным постановлением КМУ от 25.02.2009 г. № 207, согласно которому водителю юридического лица или физического лица – предпринимателя, осуществляющему грузовые перевозки для собственных нужд, не обязательно иметь ТТН (дополнительно см. письмо Мининфраструктуры от 28.05.2014 г. № 5615/25/10-14). В данном случае водитель должен иметь в наличии накладную на отпуск или другой аналогичный документ, подтверждающий право собственности на груз.

Вопрос: Для расчетов в командировке работник пользовался зарплатной карточкой, на которую был перечислен аванс на командировку. При составлении авансового отчета по оплате проживания он предъявил только счет гостиницы и чек РРО. Можно ли принять расходы, подтвержденные таким образом, к оплате, а также включить их в состав расходов?

Затраты на командировку относятся к расходам двойного назначения. Они учитываются при определении объекта налогообложения только при соблюдении определенных требований и с некоторыми ограничениями.

Согласно абз. 2 п.п. 140.1.7 п. 140.7 ст. 140 НКУ затраты на командировку могут быть включены в состав расходов только при наличии документов, которые подтверждают стоимость этих расходов, в виде транспортных билетов или транспортных счетов (багажных квитанций), в том числе электронных билетов при наличии посадочного талона и документа об оплате по всем видам транспорта, в том числе чартерных рейсов, счетов, полученных из гостиниц (мотелей) или от других лиц, оказывающих услуги по размещению и проживанию физического лица, в том числе бронированию мест в местах проживания, страховых полисов и т. п.

Денежные средства, зачисленные на личный карточный счет работника, считаются выданными ему под отчет (см. также письмо НБУ от 03.08.2007 г. № 25-313/1474-7902). По возвращении из командировки работник должен документально подтвердить понесенные расходы. В рассматриваемом случае таким документальным подтверждением является счет гостиницы и чек РРО, чего вполне достаточно для включения в соответствии с п.п. 140.1.7 п. 140.7 ст. 140 НКУ затрат на проживание в состав расходов (при условии связи командировки с хозяйственной деятельностью).

Если работник отправился в командировку с корпоративной карточкой, то отметим следующее. Карточный счет является разновидностью текущего счета. Условия, порядок его открытия и использования средств с этого счета практически такие же, как и для текущего счета. Согласно п. 8.2 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492, текущий счет, операции по которому могут осуществляться с использованием электронных платежных средств, используется в соответствии с определенными этой Инструкцией режимами текущих счетов с учетом ограничений, установленных законодательством Украины, в том числе этой главой. То есть средства с такого счета могут использоваться, в частности, и для оплаты услуг проживания работника в командировке. Дата оплаты таких услуг корпоративной картой будет являться датой выдачи денежных средств в подотчет. Поэтому должен быть соответствующий документ, подтверждающий факт осуществления операции.

Согласно п. 3 главы VII Положения о порядке эмиссии электронных платежных средств и осуществления операций с их использованием, утвержденного постановления Правления НБУ от 05.11.2014 г. № 705, операции пользователей платежными средствами должны выполняться с оформлением квитанции платежного терминала, чека банкомата, слипа и других документов по операциям с использованием специальных платежных средств в бумажной форме, которые составляются и печатаются на государственном языке по месту осуществления операции в количестве экземпляров, необходимом для всех участников операции, и/или документов в электронной форме, предусмотренных правилами платежной системы.

Таким образом, для подтверждения расходов на проживание, понесенных работником во время командировки, расчеты за которые осуществлены корпоративной картой, он должен предоставить, кроме счета гостиницы, также документы, подтверждающие осуществленные с помощью платежных карт расчеты, а именно: чеки банкомата, слипы, квитанции платежных терминалов и т. п.

Вопрос: Учитываются ли при определении налогооблагаемой прибыли расходы плательщика на ГСМ и ремонт транспортного средства, бесплатно полученного на основании договора ссуды?

В данном случае для налогоплательщика пользование транспортным средством на основании договора ссуды рассматривается как бесплатное получение услуг. В соответствии с п.п. 135.5.4 п. 135.5 ст. 135 НКУ стоимость таких услуг подлежит включению в состав доходов не ниже обычной цены. При этом до 1 января 2015 года обычные цены применяются только в случае, если операция относится к контролируемым согласно ст. 39 НКУ.

Затраты на приобретение горюче-смазочных материалов для транспортных средств, а также на их ремонт, при условии, что транспортные средства используются в хозяйственной деятельности налогоплательщика, включаются в состав расходов в соответствии с п.п. 138.10.2 “в” п. 138.10 ст. 138 НКУ.

Отметим, что данным подпунктом предусмотрено, что в состав расходов включаются затраты на аренду транспортных средств. На этом основании налоговые органы считают, что если транспортное средство получено пользователем на условиях договора ссуды, а не аренды, то нет основания для включения в состав расходов затрат на ГСМ для такого транспортного средства и его ремонт, поскольку такие затраты признаются только в отношении собственных или арендованных средств (см. Базу знаний “ЗІР”, подкатегория 102.07.20).

Однако в НКУ отсутствуют ограничения по включению затрат по содержанию транспортных средств в налоговые расходы в данном случае. Поэтому позиция налоговых органов, на наш взгляд, необоснованна, то есть налогоплательщик имеет право включить в расходы затраты на ГСМ и ремонт автомобиля, полученного по договору ссуды, при наличии подтверждающих документов и его использования в своей хозяйственной деятельности.

Вопрос: Я работаю главным бухгалтером. Мне предложили работу по совместительству. Должна ли я уведомлять об этом директора предприятия? Нужно ли получать его согласие? Какие ограничения установлены для совместителя-бухгалтера?

Для работы по совместительству согласие руководителя предприятия по месту основной работы получать не нужно.

Согласно ч. 2 ст. 21 КЗоТ и постановлению КМУ от 03.04.93 г. № 245 “О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций” (далее – Постановление № 245) работник имеет право реализовать свои способности к продуктивному и творческому труду путем заключения трудового договора на одном или одновременно на нескольких предприятиях, в учреждениях, организациях, если иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором или соглашением сторон.

Законодательством установлены следующие ограничения на работу по совместительству.

Согласно п. 2 Постановления № 245 продолжительность работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций не может превышать четырех часов в день и полного рабочего дня при работе в выходной. Общая продолжительность работы по совместительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени. При этом оплата труда таких совместителей осуществляется за фактически выполненную работу.

Руководителям государственных предприятий, учреждений, организаций и их заместителям, руководителям структурных подразделений (цехов, отделов, лабораторий и т. д.) и их заместителям работа по совместительству запрещена (за исключением научной, преподавательской, медицинской и творческой деятельности), что предусмотрено п. 4 Постановления № 245.

Некоторым категориям работников, перечень которых определен п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона Украины от 07.04.2011 г. № 3206-VI “Об основах предупреждения и противодействия коррупции” (далее – Закон о коррупции), на основании п. 1 ст. 7 Закона о коррупции запрещено заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики в спорте).

Ограничения на совместительство могут вводиться руководителями государственных предприятий совместно с профсоюзными комитетами только в отношении работников отдельных профессий и должностей, занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, дополнительная работа которых может негативно отразиться на состоянии их здоровья и безопасности производства. Эти вопросы регулируются на предприятии путем издания соответствующего приказа или положения, включения соответствующего условия в коллективный договор.

Как следует из письма Минтруда от 30.04.2002 г. № 06/2-4/123, соответствующие ограничения на работу по совместительству (в частности, на предприятиях негосударственной формы собственности) могут быть введены коллективным договором или соглашением сторон (например, трудовым договором, контрактом).

Однако ограничений на количество трудовых договоров о работе по совместительству, которые могут заключать работники наряду с работой по основному месту работы, ст. 21 КЗоТ не содержит, то есть совместитель может работать одновременно на нескольких предприятиях.

Таким образом, если главный бухгалтер не работает на государственном предприятии (в учреждении, организации), не относится к должностным лицам, на которых распространяется действие Закона о коррупции, и коллективным договором предприятия не установлено каких-либо ограничений на работу совместителей, то он может работать по совместительству.

ВопросКак в налоговом учете по НДС отражается передача Вооруженным Силам Украины транспортных средств согласно Мобилизационному плану Украины?

Приемка-передача транспортных средств, привлеченных во время мобилизации, и их возврат после объявления демобилизации осуществляются на основании актов приемки-передачи. В таких актах отражаются сведения о владельцах, техническом состоянии, остаточной (балансовой) стоимости и другие необходимые данные, которые дают возможность идентифицировать транспортные средства.

Поскольку плательщик НДС осуществляет передачу транспортных средств на условиях возврата, то есть происходит передача во временное пользование, то в налоговом учете такое транспортное средство и его передача не являются объектом обложения НДС, так как нет операции поставки товара. При этом основания для корректировки налогового кредита или признания условной продажи согласно п. 198.5 ст. 198 НКУ также отсутствуют.

Возврат транспортных средств владельцу осуществляется в течение 30 календарных дней с момента объявления демобилизации. Порядок компенсации ущерба, нанесенного транспортным средствам в результате их привлечения во время мобилизации, определяется КМУ.

Если после мобилизации транспортное средство не возвращается предприятию и за него уплачивается компенсация, то такая компенсация рассматривается как оплата стоимости данного транспортного средства. В таком случае транспортное средство признается проданным за бюджетные средства и на дату получения таких средств (компенсации) должны быть определены налоговые обязательства по НДС (см. также письмо ГФС от 16.10.2014 г. № 5229/6/99-99-19-03-02-15).

Вопрос: Каким способом исправить ошибку, в случае если по операции поставки не составлена налоговая накладная и не начислено налоговое обязательство по НДС?

Согласно п. 201.4 ст. 201 НКУ налоговая накладная составляется в день возникновения налоговых обязательств продавца.

Поскольку налоговая накладная не была составлена по правилу первого события и не отражена в этом отчетном периоде, то по операции поставки товаров/услуг налоговое обязательство в налоговой декларации по НДС и Реестре отражается на основании бухгалтерской справки в периоде обнаружения данной ошибки. Поставщик обязан представить уточняющий расчет к налоговой декларации по НДС, одновременно с которым представляется приложение 5 к налоговой декларации по НДС с отметкой в поле “Уточняющий”, в котором данная операция отражается в строке “Другие”. В разделе I Реестра, представляемого за отчетный налоговый период, в котором подан уточняющий расчет, такая операция отражается на основании документа бухгалтерского учета с учетом того, что в графе 4 раздела I Реестра указывается вид документа “БОУ”, а в графах 5 и 6 налогоплательщик указывает свое наименование и свой ИНН. Остальные графы Реестра заполняются в общем порядке.

Оригінал статті:  http://avers.dp.ua/seminar.shtml#a1